234 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем полезна работа учителя для общества

Учитель – профессия, достойная уважения

Каждый из нас помнит своего первого учителя. Это человек, который научил нас не только читать, писать, считать, но и дал первое представление об окружающем мире, о дружбе и взаимопомощи, об основных жизненных ценностях.

Со временем на смену первому педагогу приходят другие, которые пытаются донести до нас какие-то новые знания, и каждый из них оставляет в нашей памяти след. Став взрослым, вспоминая школьные годы, невольно вспоминаешь и своих учителей, которые иногда были строги и требовательны, но, несомненно, справедливы.

Профессия учителя – тяжелый труд, от которого зависит не только ваша дальнейшая жизнь, но и развитие общества в целом. Учитель дает нам необходимые знания, выявляет скрытые таланты, старается направить наши способности в нужное русло. При этом он должен уметь найти индивидуальный подход к каждому своему ученику. Ведь в случае неуважительного отношения к детям, нельзя заслужить их любовь и понимание, нельзя требовать уважения к себе и своему труду.

Порой, оценивая знания и навыки своих подопечных, очень трудно быть беспристрастным. Но настоящий профессионал никогда не даст воли эмоциям, всегда и в любой ситуации он будет следовать своим принципам. Чтобы процесс обучения был интересен детям и давал хорошие результаты, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, читать много литературы, получать информацию из сети Интернет. Тогда ему всегда будет, что сказать своим ученикам.

Немало в этой профессии и трудностей. Ведь в наше время многие дети просто не хотят учиться, некоторые даже не посещают занятия, другие ведут себя на уроках вызывающе. Часто между учениками возникают ссоры и конфликты, которые должен помочь разрешить педагог. Для того, чтобы справиться со всеми сложностями, учитель должен очень сильно любить свою профессию, отдавать ей часть себя, всегда быть выдержанным и иметь определенный кредит доверия у детей.

Очень важно, чтобы общение между учителем и детьми не ограничивалось лишь школьными стенами. Хороший педагог всегда заинтересует детей различными внеклассными мероприятиями: походом в театр, цирк, кино, организацией турпохода или просто вылазки на природу. Там, в неформальной обстановке, можно более тесно познакомиться между собой, обсудить общие интересы, сдружиться. Обычно такое вот совместное времяпрепровождение очень объединяет коллектив, позволяет почувствовать, что вы – не просто мальчишки и девчонки, а одно целое. Для того чтобы заниматься такими внешкольными делами, учитель должен жертвовать собственным свободным временем. К сожалению, не все этого хотят, и большинство современных педагогов мало интересуются увлечениями своих учеников.

В прекрасное далеко…

Профессия учитель – одна из самых важных и нужных. Ведь именно он растит будущих ученых, дипломатов, выдающихся культурных деятелей и просто достойных граждан своего государства. Для того чтобы из сегодняшних школьников получились добрые, уважаемые люди необходимо уже сейчас приобщать их к основным законам государства, к формированию базовых моральных принципов, таких качеств характера, как уважение к окружающим, доброта, сострадание и готовность прийти на помощь. Учитель воспитывает в нас трудолюбие и ответственность за свои поступки, любовь к своей стране и чувство собственного достоинства.

Все эти идеи и принципы невозможно донести до человека, если ты сам ими не обладаешь. Поэтому хороший учитель всегда является прекрасным другом, примером для подражания, хорошим гражданином и настоящим патриотом своей страны. Несомненно, профессия учитель – одна из самых важных, она достойна уважения, восхищения и бесконечной благодарности.

Как меняются профессиональные роли учителя?

На самом деле, за последние 100 лет больше всего изменились не технологии, а дети — и продолжают меняться с каждым десятилетием. Причиной тому скорость жизни, особенности социальной среды, активно идущий процесс глобализации. Современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Долго сидеть за книгой или думать над одной задачей современным школьникам очень трудно: они носители клипового мышления, воспринимают информацию короткими фрагментами, предпочитают получать сведения в виде живой картинки или понятной схемы.

Социологические исследования показывают, что в среднем российские школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Большинство современных выпускников выражают уверенность, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у их родителей двадцать-тридцать лет назад: теперь их герой — это независимый, успешный, самостоятельный человек, способный обеспечить свое благосостояние. О героизме, чести и семейном уюте они вспоминают реже.

В связи с этим авторитет школы и учителя в глазах ученика стремительно падает, и ему не подняться, если не принять меры для его укрепления.

«Старая» и новая педагогика. Нам, сегодняшним педагогам, еще с нашей школьной скамьи известны свойства традиционной системы образования: монолог учителя в учебном процессе и как следствие — объективация ученика; требование от учащихся точно усваивать и поглощать знания, чаще всего в жестких рамках конкретной дисциплины; строго вертикальные отношения между учителем и учеником, которые выстраиваются вокруг идеи контроля.

К счастью, не только ученики, но и многие педагоги этой системой сыты по горло и готовы выйти на новый уровень взаимодействия. В первую очередь — вести полноценный диалог как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Затем — смотреть на учебный процесс шире, выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения проблемных ситуаций. Это и есть основные свойства новой педагогики. Наряду с ними можно выделить и такие черты:

Читать еще:  Сперма полезна ли для женщины

обязательное использование современных цифровых инструментов и ресурсов внутри и вне школы;

акцент на знания, которые применимы в реальном мире;

формирование у учащихся навыков и компетенций учения (учим учиться), развитию способности управлять своим познанием;

менее иерархичные отношения между учеником и учителем, направленные на совместное исследование, открытие, поиск решений.

Новые роли учителя. Согласно сколковскому «Атласу новых профессий», учителей в нашем понимании скоро не будет. Зато появится «игропедагог» — то есть, учителю придется не столько стоять у доски и проверять тетради, сколько разрабатывать образовательные маршруты, геймифицировать образовательный процесс, делая его более увлекательным. Есть и другие роли, которые уже сейчас стоит осваивать педагогу, чтобы через несколько лет быть «на коне»:

Учитель — навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.

Учитель — модератор учебной деятельности. Выбрать форму работы, помочь найти партнеров по проекту, поддерживать связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс.

Учитель — организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса.

Учитель — лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

Новые задачи. Естественно, с изменением роли, у педагога появится целый ряд новых профессиональных функций. Однако самые основные из них многим учителям давно знакомы — например, помогать ученику находить свои преимущества и слабые стороны, рассказывать про неизвестное, создавать образовательную среду, которая позволит ученикам раскрывать свой потенциал.

Содержание деятельности учителя тоже меняется: в ней большую роль начинает играть процесс планирования. Уже сейчас педагогам хорошо известно понятие планируемых образовательных результатов — на урок, на неделю, на семестр или учебный год. Главное — следите за тем, чтобы планируемые результаты были измеряемы и прозрачны.

Еще один актуальный вид деятельности для учителя — проектирование. Например, чтобы спроектировать любое учебное занятие, необходимо пройти три этапа: определить планируемые образовательные результаты, продумать учебные задачи, проблемные ситуации, в которые вы погрузитесь вместе со школьниками, и наконец — подобрать средства обучения. В их роли могут выступить любые ресурсы — мел и доска, или цифровая лаборатория, или кормушка за окном, или сайт научной организации, и т.д.

Наконец, у всех педагогов есть еще одна задача «на вырост»: найти возможность активно включиться в деятельность профессиональных обучающих сообществ — только не путать их с методическими объединениями! Задача профессиональных сообществ — организовать обмен опытом в междисциплинарной среде. В Китае, одном из государств — лидеров развития образования, уровень включенности в такие сообщества очень высок. Нам есть чему у них поучиться: по данным исследования ОЭСР, Россия по этому показателю оказалась на последнем месте.

Пожалуй, сейчас самое время наладить контакты и скооперироваться, чтобы вместе решить задачу освоения новой роли учителя в меняющемся мире.

Роль учителя в современном обществе

МОУ Чистопольская СОШ Коченёвского района Новосибирской области

Выполнила работу учитель начальных классов

Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание

Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас.

Но на житейском уровне учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию ли, столярному ли ремеслу, управлению ли машиной— продолжать можно бесконечно. И люди уважительно, с почтением, называют такого человека своим учителем. Но мы будем говорить о профессиональных педагогах: учителе и преподавателе, воспитателе, наставнике и тренере, словом, о тех, кто избрал учебно-воспитательную деятельность делом всей своей жизни.

Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, “выше которой ничего не может быть под солнцем”, — писал великий педагог (1592—1670). По словам Я. Коласа (1882—1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог — это не только воспитатель, педагог, это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень

Cоциальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Подчеркивая исключительное значение социальной роли педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал: “У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе (1925 г.— И. Пр.). Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, вождем мировой культурной революции. Примеры истории доказывают, что социальная роль и функции учителя зависят от самой истории общества. Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох. Назовем основные из них.

Читать еще:  Софора японская полезные свойства и противопоказания

1. Педагог выполняет роль “двигателя” в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.

2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

3. Есть специфическая функция педагога— выполнять роль “аккумулятора”, накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению..

4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени.. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми.

5. Назовем еще одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога в современном обществе — формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Таковы, на мой взгляд, основные социальные функции педагога в современном обществе.

Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества. Информационное общество – общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. . Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта). Таким образом, информатизация образования – это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “Быть с веком наравне”. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:

— глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

— оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

— уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;

— повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;

— собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную —- — информацию для совершенствования методики урока;

— тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

— теоретически осмысливать результаты своей деятельности;

— обладать широкой эрудицией.

Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию.

Какие же перспективы открываются перед учителем ХХI века? Какими же возможностям наделяет новый век наше образование? С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит:

Перенос центра тяжести с обучения на учение.

Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию

Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.

Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей

Смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течении всей жизни”.

Это обусловлено ускорением темпов развития цивилизации. Знания быстро устраивают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.

Читать еще:  Чем полезен чеснок для организма для мужчин

Формирование сетевых сообществ в сфере образования, что позволяет эффективно использовать территориально распределенный человеческий потенциал. Учителя в режиме реального времени осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию

Получение образования независимо от места проживания и мобильности человека.

Образование постепенно становится доступным и открытым для всех (дистанционное обучение)

Появление домашнего образования.

Учащиеся в современном мире имеет доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками.

Колоссальная экономия социального времени.

Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам.

Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала и критического мышления.

Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источники

Педагогические работники, должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века.

Радует, что в настоящее время государство и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Национальный проект «Образование» успешно осуществляется в России. Мы это ощутили и в крае, и в районе, и в школе. Это и денежные гранты лучшим учителям и школам, , и подключение школ к Интернету. Все это непосредственно коснулось и нашей маленькой школы

Все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Проблема качества образования в школе существовала, наверное, всегда. Какими только методами, с помощью каких только реформ не пытались ее решить. В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Одни из учителей добиваются прекрасных результатов, другие, используя в своей работе те же методики, никак не могут достичь каких-либо значимых успехов.

Проработав в школе 25 лет, я тоже использовала в работе многие технологии, различные формы и методы обучения. Но все-таки главную роль в школе, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли методика Шаталова (или иная другая) работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?

Сейчас во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Это обусловлено, прежде всего, тем, что за последние несколько лет в стране выросло совсем новое поколение, современные дети часто не верят бездоказательным утверждениям учителя, им нужно, как утверждал Базаров, «пощупать, потрогать. Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся, часто из социально неблагополучных семей, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению.

Вот поэтому главная задача школы и учителя — способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. А как же это сделать? Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире?

Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет кадров, нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность, о какой реформе может идти речь, о каком качестве образования можно говорить?

Наверное, прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник.

Конечно, таким учитель должен быть в идеале. Я не могу сказать, что я являюсь именно таким педагогом. Но я люблю свою профессию, не могу представить свою жизнь без детей. Ведь не только я учу детей, но и они учат меня. И, несмотря на трудности моей профессии, каждый год с нетерпением жду 1 сентября.

В своем опыте работы использую такие формы взаимодействия, когда я не только воспитываю и учу, но стимулирую стремление учащихся к саморазвитию, стараюсь, чтобы обучение воспринималось учащимися не только как необходимость, но и вызвало позитивные чувства, происходило в условиях психологического комфорта.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

Принципы, которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность — новаторство — мастерство.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:

любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

Свой доклад я бы хотела словами

«если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Источники:

http://lasola.ru/career/uchitel-professiya-dostoynaya-uvazheniya.html
http://rosuchebnik.ru/material/kak-menyayutsya-professionalnye-roli-uchitelya/
http://pandia.ru/text/78/291/28316.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×