Чем рисование полезно для детей
О пользе рисования для детей
Многие дети с удовольствием рисуют. В самом раннем возрасте — это линии и каракули, позже рисунки оформляются в нечто более осмысленное. Несмотря на некоторые неудобства в виде разлитой краски и испачканных футболок, родители, как правило, хорошо относятся к детскому творчеству.
Действительно, рисование не только увлекательный, но и полезный процесс, как для детей, так и для взрослых.
- Это прекрасное совместное занятие с ребенком, дополнительный источник положительных эмоций и обратной связи с малышом.
- Рисование благотворно сказывается на развитии мыслительных процессов, воображения, речевых способностей, стимулирует координацию движения, мелкую моторику и готовит руку к письму.
- Рисуя, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы между собой, а пытаясь нарисовать что-то определенное, развивает память.
- Как любое творчество — это возможность самовыражения. Маленькие дети не все и не всегда могут высказать словами. Краски и лист бумаги — отличный способ образно проявить свои чувства и эмоции.
- Помимо прочего — рисование еще и один из способов познания мира для самых юных художников. Ребенок замечает, как он может управлять движением руки и карандаша, какие его действия оставляют следы.
Когда начинать рисовать
В последнее время широкое распространение получило мнение, что начинать рисовать можно уже с 6 месяцев. Хотя, по моему мнению, лучше все же начинать не раньше 8-9 месячного возраста, когда ребенок уже уверенно сидит.
Для этого лучше приобрести пальчиковые краски, которые не содержат вредных веществ. Для первых занятий достаточно будет одной — двух красок.
Рисовать лучше начинать, посадив ребенка на детский стульчик или за стол на колени к маме. Желательно надеть на ребенка не самую нарядную одежду и застелить стол или пол клеенкой. Испачкано будет все.
«Рисовать» малыш, вероятно, начнет не сразу. Сначала ребенок познакомится с краской, ее консистенцией и обязательно попытается попробовать ее на вкус. Последнее, разумеется, следует запретить.
Сторонники раннего развития утверждают, что это так же не плохая возможность познакомить ребенка с цветами.
Если краска часто тянется в рот, можно решить эту проблему с помощью самостоятельного создания красок — на основе натуральных соков и, например, детского питания; или на основе «клейстера» из крахмала с добавлением пищевого красителя. Необходимо запрещать ребенку есть даже такую краску, но если немного попадет в рот — вреда не будет.
Еще одним хорошим методом рисования для детей до года является рисование небольшим кусочком воскового мелка. Маленький кусочек сложно зажать в кулаке и ребенку придется учиться держать его тремя пальчиками, что благотворно скажется в дальнейшем на становлении руки. Мама должна показать малышу, как провести линию, скорее всего ребенок захочет повторить.
Данный способ первого знакомства с рисованием не столь «грязный» и создаст куда меньше неудобств.
После года можно использовать для рисования уже не только мелки, но и карандаши, фломастеры и маркеры. Лучше рисовать на большом листе бумаги — ребенок еще рисует «от плеча», не чувствует границ рисунка, и на большой поверхности ему будет удобнее. Подойдет кусок обоев или ватман.
С 1.5 лет можно начинать уменьшать листы бумаги. Сначала ребенок научится рисовать от локтя, позже к этому процессу подключится кисть и в последнюю очередь примерно к возрасту 2-2.5 лет — пальцы.
Постоянно следует следить, чтобы ребенок правильно держал ручку или карандаш — одновременно с рисованием рука будет готовиться к письму.
После двух лет можно рисовать уже краской и кисточками, комбинировать различные способы.
Первые детские рисунки
Первые детские рисунки на этапе знакомства с краской будут напоминать линии — прямые и кривые. После года появляются первые каракули, сначала хаотичные, затем круговые. Не следует просить ребенка изобразить что-либо на этом этапе — он еще только знакомится с новыми средствами самовыражения, «пробует» свои возможности, осваивает процесс нанесения линий на лист.
Чуть позже, ребенок станет сам искать осмысленные формы в своих рисунках. Это сложный интеллектуальный процесс для малыша. Очень часто родители «торопят» ребенка, стараясь разглядеть в его рисунках определенные предметы. Не следует подсказывать ему собственные ассоциации. Даже в возрасте старше трех лет будет лучше, если ребенок сам объяснит, что он нарисовал.
Не стоит давать и оценку рисунку. Просто похвалите ребенка, скажите, что вам нравится.
Однажды сын принес рисунок, на котором был изображен шарик, неровно закрашенный оранжевой краской. Когда я попросила объяснить что это, он ответил, что это наша кошка. На вопрос, почему он нарисовал ее именно так (домашняя питомица почти белая), сын объяснил, что кошка теплая и пушистая.
Это наглядный пример того, что ребенку в его творчестве важны не только зрительные образы, к которым так привыкли взрослые, но и собственное восприятие объекта.
Немного психологии детского рисунка
В последнее время появилось большое количество статей о том, как следует трактовать детский рисунок.
Например, считается, что если ребенок выбирает для своих рисунков желтый или оранжевый цвет — это говорит о том, что он оптимист и с интересом узнает все новое. А черный цвет на полотне юного художника сразу же вызывает озабоченность родителей — у ребенка депрессия, он подавлен.
Спешу Вас успокоить. Трактовать детские рисунки может только детский психолог и непременно с комментариями самого ребенка. Например, нарисованная маленькая фигурка ребенка на фоне больших взрослых не всегда будет означать, что ребенок чувствует себя униженным, возможно юный гений просто осваивает пропорции — он же видит себя рядом с родителями в зеркале.
Вышеупомянутый черный цвет и вовсе ничего не означает в рисунках детей до 5 лет. Считается, что до этого возраста у детей еще слабо развито цветовосприятие, просто они стараются использовать наиболее контрастные цвета.
Даже после 5 лет все не так однозначно — у ребенка могут быть положительные ассоциации с конкретным цветом. Красный будет напоминать любимое платье, а черный — папину машину.
Почему я это пишу? Потому, что тоже в свое время начиталась психологии. Шоку не было предела, когда несколько рисунков подряд у трехлетнего сына были выполнены в красно-черной гамме.
Если что-то в рисунке ребенка Вам не нравится или вызывает опасения — лучше поговорить с детским психологом, а не надумывать разные ужасы.
Чем можно рисовать?
Рисовать можно чем угодно:
- Карандаши, фломастеры — формируют правильную постановку руки, а раскрашивание мелких предметов способствует лучшей координации движений пальцев и кисти руки.
- Восковые мелки — так же готовят руку к письму. Очень интересно комбинировать восковой мелок и краски — мелок не закрашивается акварелью и получается восковой рисунок на цветном акварельном фоне.
- Краски — дают наилучшее представление о цветах, их смешивании, наибольшую свободу в выражении эмоций.
- blow-pen — специальные трубки с красящим элементом, при выдувании получаются капельки и брызги. Часто включают в себя и обычный фломастер. Помимо прочего еще и тренируют легкие.
- Нетрадиционные средства — песок (в последнее время широко распространено рисование на стекле при помощи песка), различные крупы которыми можно рисовать как на столе, так и на листе бумаге, смазанном клеем. Перебирание мелких предметов лучше всего способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики.
- Пластилин — очень популярный в детских садах метод «рисования» — когда цветные кусочки пластилина вместо красок размазывают на рисунке. Стимулирует развитие мелкой моторики, развивает мышцы пальцев и кисти.
- Одним из интересных методов для детского творчества является рисование штампами. Штампы можно вырезать из картошки, яблока, использовать вместо штампа губку или любые подручные материалы.
Можно и комбинировать различные средства в одном рисунке. Это создаст дополнительный простор для творчества и возможности сравнения особенностей разных инструментов.
Учить или не учить?
В отношении пользы и вреда специальных уроков рисования и родители и даже педагоги разделилась на две группы.
Одна группа считает, что если у ребенка есть склонность к рисованию, то талант, разумеется, нужно развивать. Существует большое количество студий и кружков для дошкольников, где ребенку объяснят основы рисования, основные принципы, научат правильно держать карандаш. На кружке малыш получит полезные знания о смешивании цветов, недостатках и преимуществах различных техник.
Систематическое посещение занятий формирует у ребенка усидчивость и способность концентрироваться на поставленной задаче.
Противники художественных школ, уверены, что главное в творчестве — возможность самовыражения, а не следования нормам и установкам. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что чувствует. В этом отношении большую роль играют не только зрительные, но и тактильные ассоциации, звуковое восприятие и даже запах.
Чтобы развить действительно творческую личность, считают они, необходимо, прежде всего, дать ребенку свободу самовыражения. Возможность передавать свое внутреннее состояние через рисунок. Любые уроки способны подавить образность мышления и приучить ребенка к шаблонам, что противоречит искусству.
На мой взгляд, обе точки зрения по-своему верны. В любом случае, если родители стремятся развить именно творческие способности, и ребенок начнет посещать профессиональные уроки рисования уже в школьном возрасте, технику он освоить успеет.
В то же время, если дошкольник с радостью и интересом посещает кружок по рисованию — это только на пользу.
Давление же, как в раннем, так и более старшем возрасте в отношении любого вида творчества недопустимо.
#полезно. Что нужно знать, отдавая ребенка на рисование
Умение хорошо рисовать понадобится, даже если вы не рассчитываете на то, что в будущем ваше чадо станет художником. Инженеры, дизайнеры, кондитеры, портные, архитекторы и представители многих других профессий должны уметь рисовать, несмотря на то что сейчас существует множество графических компьютерных программ.
Рисование – это еще и прекрасный способ самореализации, а также своеобразная терапия.
О плюсах и минусах занятий рисованием журналист редакции Kaktus.media поговорила с художницей и преподавателем рисования Юлией Беловой.
Плюсы рисования
- Развитие мелкой моторики;
- формирование красивого почерка;
- ребенок учится различать оттенки и фактуры, комбинировать их;
- развиваются усидчивость и концентрация внимания;
- развиваются фантазия, креативное и творческое мышление;
- ребенок учится завершать начатое, выявлять и исправлять ошибки, а также не бояться действовать;
- ребенок учится снимать стресс, выражать эмоции с помощью творчества.
Минусы
Очень многие дети не умеют адекватно воспринимать критику, и иногда вскользь сделанное замечание учителя может очень сильно расстроить ребенка.
Отравления и грязная одежда. Особенно в возрасте, когда ребенок только начинает рисовать, он может попробовать краски на вкус и отравиться. Также некоторые родители отказываются от занятий рисованием из-за того, что одежда постоянно испачкана краской.
При неправильной позе во время рисования у ребенка могут развиться проблемы с позвоночником.
Так как этому виду творчества нужно уделять большое количество времени, ребенок будет мало гулять, что чревато ослаблением иммунитета.
Каким детям подходят такие занятия
Я считаю, что очень сложно понять, подходит ли рисование тому или этому ребенку. Бывает, ребенок дома рисует много и вроде бы с удовольствием. Потом его приводят в простой кружок, и он быстро теряет интерес. Другой же – не усидчивый, не проявляющий первоначально никакого интереса – вдруг увлекается рисованием настолько сильно, что обретает себя в этой профессии. Все очень индивидуально. Важно понять, для чего вам и, самое главное, вашему ребенку нужно уметь рисовать.
В каком возрасте отдавать ребенка на рисование
Специалисты советуют уже в 3-4 года отдавать ребенка на рисование. Но учить рисовать пейзажи или портреты в этом возрасте его, конечно, еще никто не будет. Поэтому если у вас нет средств оплачивать дополнительные подготовительные курсы подготовки к школе, то в этом возрасте вполне реально рисовать с ребенком дома.
Обычная программа на 3-4 года – обучить правильно держать в руке карандаш и кисть, рисовать геометрические фигуры, ровно закрашивать контуры. Здесь даже творческое мышление в полной мере не развивается. Это нужно, чтобы заложить базу, на основе которой будет возможно выработать собственный стиль. В принципе, если уделять ребенку достаточно времени, это можно сделать самостоятельно. Если же этого времени нет, то выходом будет отдать ребенка в кружок рисования в садике.
Тут у родителя может возникнуть резонный вопрос: зачем мне отдавать ребенка в специальную школу, если вплоть до 8-го класса урок рисования есть в школьной программе? Там их так же, как в кружке детского садика, должны научить элементарным изобразительным приемам, даже учебники по рисованию уже выпустили.
На самом деле в школе урок рисования выполняет функцию разрядки между сложными уроками русского и математики и зачастую не несет эстетического значения. Многим школьным учителям, я не хочу говорить про всех, но многим, действительно, легче дать детям свободную тему, чем объяснить, какой цвет и с чем сочетается и почему так положено.
По моему опыту, и сами дети, и учителя к этому уроку относятся менее обязательно, чем, скажем, к литературе, которая тоже призвана воспитывать эстетический вкус. Поэтому, начиная со школы, можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в профессиональное учреждение, где его научат хорошо рисовать.
Кружок, студия, частный репетитор или школа
ИЗО-кружки. Здесь преследуется две цели – занять ребенка после школы, научить его основам рисования. Если честно, не во всех ИЗО-кружках могут научить хорошо рисовать, но как минимум заложить базу они могут. Если вы еще точно не уверены, стоит ли ребенку заниматься рисованием на более профессиональном уровне, то кружок – оптимальный вариант. Там можно будет легко увидеть прогресс ребенка в рисовании, понять, насколько ему интересна тема искусства и стоит ли продолжать обучение дальше. Я всем родителям советую начинать именно с кружков, но как только заметили прогресс, лучше поговорить с ребенком, узнать, хочет ли он заниматься этим дальше, и если да, то отдать его в профессиональную детскую студию творчества.
Творческая студия. Сейчас в нашем городе нет недостатка в творческих студиях, и многие родители водят туда детей не только чтобы отточить какой-то навык, но и просто заменяя ими кружки. Но в отличие от кружков, которые зачастую строят свою программу на базе школьного образования, педагоги там создают программу индивидуально, и понять, насколько она подходит вам, можно только спустя несколько уроков. Студию можно как сочетать с кружком, так и использовать как следующий уровень.
Еще одно преимущество студии в том, что зачастую там занимаются не только рисованием, но и творчеством вообще. А вдруг лепка ребенку понравится больше? Хорошая возможность показать ребенку все многообразие изобразительного искусства.
В принципе для любительского рисования можно ограничиться этими двумя учреждениями. Они обучат ребенка основам рисования, композиции, творческому и эстетическому мышлению. Уже к средней школе он, при желании, сможет значительно развить свой талант и отличаться от сверстников.
Если же этого недостаточно и ваш ребенок захочет продолжить обучение на более профессиональном уровне, то здесь уже можно отдать ребенка в художественную школу.
Художественная школа. Очень важно понимать отличие художественной школы от факультатива, так как занятия в ней направлены не только на то, чтобы научить рисовать, но и на обучение изобразительной грамоте и развитию собственного стиля. Не исключено, что ваш ребенок сможет обучиться этому и в кружках, и в студиях, но здесь закладывается классическое художественное образование.
Во-первых, это даст ребенку возможность продолжить развитие на творческом пути на более профессиональном уровне. После школы легче поступить в художественные училища и институты искусств. Во-вторых, сделает его стиль еще более узнаваемым, ведь именно на это рассчитана большая часть работы ребенка в художественной школе.
Тем не менее есть и минусы. Ребенок будет постоянно занят сидячей работой. После общеобразовательной школы он должен будет еще 3-4 раза в неделю ходить в художественную школу и проводить там от 1,5 до 3 часов, плюс в этих школах есть еще и домашние задания. Не все дети это выдерживают. Уже спустя год становится понятно, кто действительно хочет связать с этим жизнь, а кто воспринимает рисование как хобби. Поэтому здесь важно понимать, насколько ребенок готов заниматься этим. В противном случае никогда не поздно в более осознанном возрасте начать заниматься с репетитором и в итоге также продолжить творческое развитие на творческой стезе.
Занятия с репетитором. Здесь можно положиться лишь на сарафанное радио. Нет какого-то официального рейтинга репетиторов, но если повезет, он станет настоящим наставником, который сможет развить творческий потенциал. Почему-то к репетиторам принято обращаться в последних классах школы, когда ребенок твердо решил идти в художественный вуз или на архитектурные специальности. Тем не менее сами репетиторы советуют начинать заниматься с ними не менее чем за 2-3 года до поступления, так как в этом случае результат будет “не как-нибудь, главное, чтобы поступил”, а действительно качественным. Хотя важно понимать, что индивидуальные занятия обойдутся во много раз дороже, чем групповые.
Как выбирать учителя рисования
Здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, кому-то нужен требовательный педагог, который не даст расслабиться, и это имеет место. Кому-то нужен более демократичный преподаватель, который позволит на уроках получать удовольствие от процесса. Это не так важно, важнее то, что учитель рисования ни в коем случае не должен быть нервным. Это тот фактор, который может погубить в ребенке гениального художника.
Некоторые путают нервного учителя со строгим, но различие есть. Нервный учитель будет срывать на ребенке какие-то свои настроения и пытаться заполнить свои комплексы, строгий будет стараться подтянуть недостатки ребенка.
Также нужно смотреть на то, какой стиль рисования нравится вашему ребенку и какой стиль преобладает у учителя. Например, графиста лучше не отдавать к учителю, который больше любит живопись. Понять, на какой именно стиль сделан упор, можно, попросив рисунки учеников вашего мастера. К тому же некоторые кружки и студии могут предоставить пробное бесплатное занятие, на котором разрешено присутствовать родителю. Посмотрите, как ваш ребенок взаимодействует с учителем, и поймете, нужно ли его оставить.
Лично я никогда бы не отдала ребенка на рисование к учителю, который сам не соблюдает порядок на своем столе, плохо считает цвета в одежде или макияже в обычной жизни, а также выглядит неопрятно. В художественных образовательных учреждениях порядку учат с первых дней, а также учат чистоте и чувству цвета, если этого нет у вашего учителя, то вряд ли он хороший специалист.
Что покупать на первое время
В каждом кружке, студии и школе свои требования, что именно нужно покупать ребенку, который начинает обучаться рисованию. Главное, к чему стоит себя подготовить, – качественные краски, карандаши и кисти стоят недешево, а покупать их придется часто.
Некоторые курсы сами предоставляют родителям все необходимое для рисования, что значительно облегчает задачу. Для начала посмотрите, чем больше всего любит заниматься ваш ребенок и на что делает упор его педагог – на рисование красками или карандашами. В том направлении и двигайтесь. Советую не набирать канцелярских товаров больше, чем требует ваш педагог. Я заметила, что излишки канцелярии часто заставляют ребенка бросить заниматься рисованием, потому что он не знает, за что взяться.
В любом случае помните, рисование – это творчество, которое должно доставлять удовольствие вашему ребенку.
Что дает рисование детям
Польза рисования для детей младшего школьного возраста
Поделиться
Похожие статьи
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
Роль рисования в развитии ребенка
Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.
Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:
- Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
- У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
- В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
- Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
- Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
- Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
- Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
- Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
- Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
- Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
- Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания – приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
- Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Как рисуют мальчики и девочки
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.
У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.
Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.
Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.
Важность уроков рисования в школе
Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.
Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.
Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:
- точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
- без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
- развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Источники:
http://hvatalkin.ru/deti/polza-risovaniya
http://kaktus.media/doc/388010_polezno._chto_nyjno_znat_otdavaia_rebenka_na_risovanie.html
http://fruktoviysad.ru/articles/dosug/chto-daiet-risovaniie-dietiam/