Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на добычу полезных ископаемых – один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием гл. 26 НК РФ с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. Пользователями недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. Недра могут быть предоставлены в пользование для следующих целей:
– геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;
– разведки и добычи полезных ископаемых;
– строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей;
– образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
– сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Как видно из приведенного перечня, только один вид недропользования может формировать объект налогообложения, а именно добыча полезных ископаемых.
Объектом налогообложения (ст. 336 НК РФ) являются:
– полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
– полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства;
– полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.
Добытое полезное ископаемое – это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (Извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукцией перерабатывающей промышленности.
К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения НК РФ (ст. 337) относит:
– антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
– руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
– горно-химическое неметаллическое сырье;
– природные алмазы и другие драгоценные камни;
– соль природную и чистый хлористый натрий;
– подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
– сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.
Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:
– общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых;
– добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
– полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего производства, если они уже подлежали налогообложению.
Определение налоговой базы по НДПИ.Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.
Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно как стоимость добытого полезного ископаемого. Законодательство устанавливает, как следует исчислять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок расчета стоимости всего добытого полезного ископаемого.
Количество полезного ископаемого может определяться как прямым, так и косвенным методом.
При использовании прямого метода количество добытых полезных ископаемых (ДПИ) определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса).
Косвенный метод – это определение объема добытого полезного ископаемого на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Косвенный метод применяется в тех случаях, когда применение прямого метода невозможно.
Оценка стоимости полезного ископаемого может проводиться одним из следующих трех методов.
Первый метод предполагает использование сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета полученных государственных субвенций.
Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета НДС. Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя. В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, которая может быть вычтена из выручки от реализации, в частности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, по обязательному страхованию перевозимой продукции и некоторые другие.
Третий метод предполагает определение стоимости добытого полезного ископаемого расчетным способом. Этот метод применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реализации. В этом случае определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых.
При определении расчетной стоимости ДПИ учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (за исключением расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых):
– материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную), при реализации ДПИ (включая материальные расходы), а также за исключением расходов, осуществленных при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг);
– расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
– суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст.ст. 258-259 НК РФ;
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на освоение природных ресурсов;
– прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ.
Налоговые ставки НДПИ и его уплата.Самостоятельную проблему представляет определение стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений. Их оценка производится исходя из цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке до получателя (ст. 340 НК РФ). По драгоценным металлам оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела.
НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.
НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:
– 40% налога поступает в доход федерального бюджета и 60% налога — в доход бюджета субъекта Федерации по всем полезным ископаемым, кроме углеводородного сырья;
– 95% налога поступает в доход федерального бюджета, а 5% — в доход бюджета субъекта Федерации по углеводородному сырью (кроме газа горючего природного);
– 100% – в доход федерального бюджета по газу горючему природному;
– 100% – в доход федерального бюджета при добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе.
– В таблице 1. приведены ставки налога на добычу полезных ископаемых, установленные НК РФ.
Ставки налога на добычу полезных ископаемых
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
4.7 Налог на добычу полезных ископаемых
Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос сийской Федерации.
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга низации либо месту жительства физического лица.
Объектом налогообложения признаются:
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе дерации;
- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен ном налогоплательщику в пользование.
Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо го – стандарту (техническим условиям) организации.
Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.
Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.
Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:
Налог на добычу полезных ископаемых
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НК РФ.
Содержание
Налогоплательщики
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НК РФ).
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учёт по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица.
Виды полезных ископаемых
Объектом налогообложения выступает добыча полезных ископаемых. Статья 337 Налогового кодекса РФ перечисляет конкретные виды полезных ископаемых. Полезные ископаемые, добыча которых признается объектом налогообложения, именуются термином “добытые полезные ископаемые” (ДПИ).
Налоговая база
Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа и угля). Для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого. В 2012 году возникла юридическая неопределенность, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов РФ разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество [1] .
Налоговые ставки
Налоговые ставки установлены по видам полезных ископаемых. Для целого ряда случаев предусмотрена ставка 0. Ставки бывают двух видов: твердые (для нефти, газа, газового конденсата и угля) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа и угля предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.
Существует зависимость между типом ставки и способ определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.
В настоящее время существует проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.
С 01.01.2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в настоящее время согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определяется как стоимость добытого газового конденсата.
Это несоответствие трактуется как необходимость рассчитывать налоговую базу по НДПИ на газовый конденсат по схеме, действовавшей до 2012 года, то есть исходя из его стоимости [2] . Между тем, новый порядок оценивается экспертами, как более выгодный крупным налогоплательщикам [3] .
29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ “О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” [4] , который исправил указанное выше несоответствие. При этом закон в нарушение статьи 5 Налогового Кодекса РФ придал себе обратную силу.
Налоговые льготы
Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином “налоговая льгота”. Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.
Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены исключительно для угля. Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причем для нефти есть как понижающие коэффициенты – Кв, Кз, так и повышающий – Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффиицент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.
Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.
Источники:
http://studopedia.ru/5_82251_nalog-na-dobichu-poleznih-iskopaemih-ndpi.html
http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page32.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/367706