Полезная музыка для мозга
Как классическая музыка влияет на настроение и умственную деятельность
Правильно подобранный музыкальный фон поднимает настроение, помогает сосредоточиться на работе и даёт заряд энергии. Наилучшие показатели в исследованиях демонстрирует классическая музыка.
Произведения Вивальди стимулируют работу мозга
Антонио Вивальди — один из ярчайших представителей композиторов эпохи барокко. Это время ознаменовалось новым направлением в классической музыке, преобладавшим в 1600–1750 годах.
Музыка барокко отличается размеренным темпом композиций (около 60 ударов в минуту) и наличием высокочастотных гармонических обертонов — дополнительных нот, подкрепляющих мелодию и привносящих в музыку оттенок экстравагантности и эмоциональной наполненности.
Проверить влияние барочной музыки на настроение может каждый: неспешный ритм приводит к успокоению, но при этом не парализует умственные процессы. Наличие данного эффекта подтвердили и учёные.
Например, в 2007 году команда исследователей из Стэнфорда, в которую входили сотрудники Школы медицины и музыкального факультета, провела эксперимент Music moves brain to pay attention, organize events. , в ходе которого проверялись способности испытуемых к концентрации, запоминанию и составлению прогнозов. Исследователи изучали с помощью томографа работу мозга при прослушивании музыки барокко.
Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями. Это связано с тем, что музыка барокко обладает определённой долей непредсказуемости: мы строим прогнозы и анализируем будущие мелодические сочетания в следующем музыкальном фрагменте.
Подобный эффект возникает при прослушивании не только Вивальди, но и Баха, Генделя, Альбинони. Вслушиваясь в барочные произведения, мы тренируем мозг, заряжаем его на активную работу. Стоит отметить, что такого рода музыкальная терапия должна не сопровождать умственную деятельность, а предшествовать ей. Тем, кто не знает, с чего начать, поможет наша подборка.
Произведения Моцарта помогают учиться и творить
О физиологическом влиянии музыки австрийского композитора спорят не один десяток лет. Многие исследователи заявляют о положительном воздействии композиций Моцарта не только на умственную деятельность, но и на здоровье. Термин «эффект Моцарта» был введён в 1991 году отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.
В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки исследовали Music and spatial task performance. влияние прослушивания одной из сонат Моцарта на умственную деятельность. Они дали испытуемым один и тот же тест на пространственное мышление, разница заключалась только в музыке, сопровождающей прохождение задания.
Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. К сожалению, подобное воздействие не долговременное: эффект наблюдался только в течение 15 минут после прослушивания.
В скором времени эффект Моцарта стал зарегистрированным товарным знаком, а в рамках его популяризации было выдвинуто немало смелых тезисов, к которым мы советуем отнестись скептически. Но если физиологическое воздействие остаётся предметом споров учёных, то благотворное влияние музыки австрийского композитора на настроение и концентрацию — факт, который каждый может проверить на себе. Для ознакомления с произведениями Моцарта Лайфхакер предлагает следующую подборку.
Подборки произведений классической музыки на разные случаи жизни
Произведения классической музыки не универсальны. Случайные подборки композиций вряд ли настроят вас на нужный лад или погрузят в желаемое состояние. Для составления плейлистов Лайфхакер решил обратиться к профессиональному консультанту.
Музыка для мотивации
Заставить себя что-либо делать поможет музыка героического характера. Эти произведения написаны в мажорном ладу и имеют призывные интонации. Многие из них написаны для духовых инструментов. Представленная в подборке музыка призвана не только мотивировать на действие, но и запрограммировать человека на успех.
Музыка для поднятия настроения
Такая музыка имеет преимущественно лёгкий характер. В подборке много и танцевальных произведений. Мажорный лад, запоминающиеся темы, обилие струнных инструментов — всё это позволяет человеку расслабиться и избавиться от неприятных мыслей. Под эту музыку хочется жить, дышать и творить.
Музыка для успокоения
Расслаблению способствуют звуки фортепиано и струнных инструментов, мажорный лад композиций и преимущественно медленный темп. Под эту музыку будет проще всего остановиться, расслабиться и даже заснуть. В подборке есть произведения эпохи барокко и классицизма, композиции Дебюсси, Рахманинова и Чайковского. Подойдёт не только взрослым, но и детям.
Музыка для физической работы
Для того чтобы активизироваться, подойдут композиции в быстром темпе. Конечно же, под эту музыку будет трудно сосредоточиться на умственной работе, но быстро навести порядок в доме, собраться на предстоящее свидание или даже перебрать ведро клубники с подобной подборкой будет куда проще.
Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект
Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.
Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.
Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг
Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.
Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.
Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.
Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.
Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.
Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.
Не только дети: как музыка помогает взрослым?
Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.
Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.
Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.
К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.
Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).
Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.
Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.
Музыка для улучшения работы мозга и памяти у взрослых и детей: 15 часов лучших композиций
Отвлекать от интеллектуальной, творческой работы может все что угодно. Одной из важнейших причин является обыкновенная усталость. Исправить эту проблему поможет грамотно подобранная музыка для отдыха мозга.
Английскими учеными было доказано, что спокойные, нежные и четко звучащие мелодии способны улучшить поступление импульсов мозг и настроить мыслительные процессы. Попробуем разобраться, какая музыка полезна для памяти и развития внимательности.
Музыка для улучшения мозговой деятельности
Каждую минуту в мозги поступает большое количество информации, тысячи нервных импульсов поступают поминутно, поэтому не удивительно, что это приводит к сильной усталости, которая не дает сконцентрироваться на том или ином деле. Чтобы привести свои мысли в порядок существует музыка для улучшения работы мозга.
Особенностью таких мелодий является то, что они очень спокойные, приятные, с часто повторяющимися звуками и постепенным нарастанием. Это позволяет сгенерировать нервные импульсы, успокаивает и расслабляет. При проведении такой процедуры надо проветрить комнату, чтобы клетки головного мозга могли снабжаться кислородом.
Музыка для концентрации внимания
Делая, какое-то сложное дело, мы не всегда можем сконцентрироваться на нем. Чтобы улучшить нервную деятельность и, тем самым, повысить внимание, музыка также будет хорошим помощником. Мелодии являются исцеляющей стимуляцией для всех отделов центральной и периферической нервной системы.
Когда начинают проигрываться такие мелодии, что ухо мгновенно улавливает вибрационные волны, которые выполняют функцию стимулирующих импульсов. Такие треки еще называют лечебной музыкой. Плавно переходящие ноты направят на спокойный лад и привнесут новые мысли и идеи.
Посидев в спокойствии 20-30 минут, внимание обязательно будет сконцентрировано на том деле, которое нужно сделать неотложно. Если каждый день проводить прослушивание таких песен, то это будет полезно для улучшения памяти.
Музыка для улучшения памяти
Часто, из-за большого поступления памяти развиваются пробелы в памяти. Исправить это можно специальными мелодиями для улучшения памяти. Такая музыка для работы мозга обычно направлена на длинных вибрационных звучаниях, которые пронзительно попадают в головной мозг.
Звуки плавно переходят от спокойных, до более ярко выраженных. Сначала может показаться легкое головокружение, а затем человек вновь вернется к спокойствию и твердости. Такая музыка полезна для обучения и улучшения памяти.
Классическая музыка для мозга
Для развития спокойствия и интеллекта также может помочь Моцарт. Он воздействует как активатор развития новых идей. Классика издавна считалась песнями для умных людей. Сейчас век изменился, но суть осталась все та же. Английские ученые доказали, что музыка Моцарта положительно воздействует для развития детей.
Музыку Моцарта называют лечебной, потому что она содержит большое количество различных вариаций, которые направлены на повышение мозговой активности. ЕЕ даже советуют использовать для развития ребенка. Однако надо понимать, что не вся классическая музыка так воздействует на восприятие человека. К примеру, мелодии Баха к такому разряду нельзя отнести.
Музыка для развития мозга у детей
Какую музыку слышит ребенок, такой у него развивается вкус и восприятие у жизни. Чтобы легче было считать в уме, читать и играть, для малыша будет полезна классика. Именно эта музыка играет важную развивающую роль в укрепляющемся детском организме.
Помимо классики можно включать и другие треки. Главное, чтобы они не были агрессивными и сильно быстрыми. Малыш получает намного больший поток информации, чем взрослый, и ему важно, чтобы мозг не только работал, но и находился в отдыхе.
Альфа-волны
Альфа-волны возникают при электрическом функционировании головного мозга при 8-12 Гц. Такие свойства возникают в момент расслабления организма либо полусна. При такой электрической активности считается, что люди находятся в космическом состоянии. Дети в маленьком возрасте находятся преимущественно в этом состоянии.
После сумбурного и тяжелого для прослушивание таких мелодий позволит сохранить здоровье и укрепить мыслительные, интеллектуальные процессы. Альфа-волны слушать бесплатно можно по ссылке.
Тета-волны
Данный тип волн отвечает за ритм 4-8 Гц. Обычно он проявляется у детей дошкольного возраста. Он активируется для создания полного расслабления нервной системы и головного мозга, прекрасному мышлению, памяти, а также мгновенному пониманию полученной информации. Именно в такие моменты могут раскрываться таланты вашего ребенка.
За счет этих волн, дети способны понять и запомнить весь запас информации, который они видят за день. Для взрослого человека их появление характерно в период быстрой фазы сна либо полусна.
Источники:
http://lifehacker.ru/classical-music-for-brain/
http://knife.media/brain-music/
http://www.pamyatinet.ru/dlya-pamyati-mozga/muzyka-dlya-mozga-i-pamyati.html