2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полезные ископаемые пнш 3 класс презентация

Презентация на тему «Полезные ископаемые»

  • Скачать презентацию (6.13 Мб)
  • 602 загрузки
  • 4.4 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация «Полезные ископаемые» в легкой и доступной для понимания форме рассказывает детям о том, что такое полезные ископаемые, каким образом человек научился их добывать, какие виды ископаемых известны и как применяются для человеческой и промышленной деятельности.

Краткое содержание

  • Виды полезных ископаемых;
  • Добыча полезных ископаемых;
  • Использование полезных ископаемых.

Для проведения урока учителем

Содержание

Полезные ископаемые

«3 кита» экономики

Полезные ископаемые

Задачи урока

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

узнать важную роль полезных ископаемых в экономике страны

Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

  • Подберите синонимы к каждому из слов.
  • Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

Практическая работа

Дайте характеристику полезного ископаемого по плану

  1. Название.
  2. Свойства:
    1. цвет;
    2. твердое или жидкое;
    3. прозрачное или непрозрачное;
    4. плотное или рыхлое.
  3. Способы добычи.
  4. Значение и применение.
  5. Условное обозначение на карте.

Железная руда

  1. Чёрного цвета
  2. Твёрдое
  3. Непрозрачное
  4. Плотное
  5. Притягивает металлические предметы

Нефть

  1. Жидкое
  2. Черного цвета
  3. С резким запахом (бензина)
  4. Легче воды
  5. Хорошо горит

Гранит

  1. Твёрдый
  2. Серого или красного цвета
  3. Непрозрачный
  4. Зернистый
  5. Очень прочный

Известняк

  1. Твёрдый
  2. Белого, серого или жёлтого цвета
  3. Непрозрачный
  4. Плотный
  5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

Каменный уголь

  1. Твёрдый, но хрупкий
  2. Черного цвета, блестит
  3. Хорошо и ярко горит
  4. В воде не растворяется

Песок

  1. Твёрдый, сыпучий
  2. Коричневого или желтого цвета
  3. Не горит
  4. В воде не растворяется

Слюда

  1. Слоистая
  2. Имеет стеклянный блеск
  3. Хрупкая
  4. В воде не растворяется
  1. Коричневый
  2. Легкий, впитывает влагу
  3. Непрозрачный
  4. Рыхлый, непрочный, хорошо горит
  5. Образуется из остатков растений на болотах

Использование полезных ископаемых

  • Строительство (песок, гранит, глина, известняк)
  • Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ)
  • Металлургия (руда)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Добыча полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. Карьер – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – шахта. Глубина подземных разработок до 4 км.

Открытый способ добычи полезных ископаемых

Закрытый способ добычи полезных ископаемых

Буровая платформа для добычи нефти

Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Для чего люди добывают их?
  3. Приведи примеры полезных ископаемых
  4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

Отгадай-ка

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Песок

Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже

Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи.

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил

Гранит

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны

Нефть

Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это

Уголь

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий

Природный газ

По трубе течет,
Пироги печет

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением

Рефлексия

  1. На уроке я узнал …
  2. Мне было трудно …
  3. Мне понравилось …

Интернет-ресурсы

Конспект

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок окружающего мира

в 3-м классе по теме

Учитель начальных классов

Тема: Полезные ископаемые

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Читать еще:  Мед полезен для печени

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Компетенции: воспитательная, коммуникативная.

Полезные ископаемые

На этом уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми, которые можно добыть из горных пород и использовать для хозяйственных нужд.

Подземные богатства

Хотите узнать, какие богатства прячутся под землей? Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Большинство из них – твердые: каменный уголь, торф, гранит, мрамор, алмаз, песок. Но есть и жидкие полезные ископаемые, это нефть и минеральная вода. Также есть газообразные полезные ископаемые – природный газ. Геологи все время занимаются разведкой месторождений полезных ископаемых (рис. 1).

Рис. 1. Полезные ископаемые (Источник)

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен особый песок, это полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, это тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать чашку или блюдце, нужна особая белая глина – каолин (рис. 2).

Чайная ложка сделана из металла, и железная дорога, и океанский лайнер, и станки, и часы, и многие другие предметы. Металлы выплавляют из руды, это тоже полезное ископаемое (рис. 3). Изготовленные человеком самолеты, машины тепловозы сами не поедут и не полетят, им необходимо горючее – бензин и керосин, которые производят из нефти. Нефть выкачивают из земли, это тоже полезное ископаемое. Природный газ, который голубыми огоньками горит на кухонной плите, – это тоже полезное ископаемое. Вот сколько существует разных подземных богатств.

Рис. 3. Железная руда (Источник)

Горючие полезные ископаемые

С каждым годом растет потребность людей в горючих полезных ископаемых. Каменный уголь, торф, природный газ – это основное топливо для жилых домов, для фабрик и заводов и теплоэнергостанций. Самые необходимые человеку полезные ископаемые – это каменный уголь и нефть. Всем известно, что уголь черного цвета, но он бывает и желтого цвета, называется он сланец (рис. 4).

Также есть золотистый уголь, и даже уголь голубовато-фиолетового цвета. Углем каменным его назвали потому, что долгое время считали его камнем, ведь он очень твердый. Разгадал тайну происхождения угля русский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 5).

Рис. 5. М.В. Ломоносов (Источник)

Он доказал, что каменный уголь образовался из древних растений, которые росли на земле сотни миллионов лет назад. Без каменного угля нельзя выплавить металлы из руд, нельзя приготовить цемент. Из каменного угля производят пластмассу, смолу, лекарства, жидкое топливо, кислоту, пищевую соду, краски и чернила. Сам уголь без запаха, но из него производят духи и разные пахучие сиропы для конфет и пирожных. Уголь непрозрачный, но из него делают самое лучшее стекло, легкое, твердое, чистое. Еще уголь используют в производстве удобрений, от которых лучше плодоносит земля, растут овощи, фрукты, зерновые культуры. Из угля можно добыть даже витамины.

Нефть

Из нефти получают более тысяч веществ. Из этой маслянисто-коричневатой жидкости получают чистейший бензин и керосин для авиации, дизельное топливо. Их отличие от каменного угля в том, что при сгорании они выделяют значительно больше тепла. Из нефти изготавливают небьющееся стекло, пластмассу, которую используют при строительстве домов, изготавливают из них мебель и детали для машин, создают украшения.

Битум, который также производят из нефти, необходим для асфальтового покрытия дорог (рис. 6).

А как образовалась нефть? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Многие считают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб, рачков, превратились в нефть. Водоросли и рачки умирали, и их останки вместе с ракушками, вместе со скелетами рыб скапливались в спокойных водах морских заливов в огромных количествах. Они смешивались с илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. Значит, нефть можно найти в тех местах, где когда-то были древние моря? Так и есть. Геологи разыскивают заливы и берега давно исчезнувших морей и, как правило, обнаруживают там запасы нефти. Наша страна очень богата нефтью. Нефть добывают между Уралом и Волгой, за Уралом, в верховье реки Лены, на острове Сахалин, в Восточной Сибири. Самые крупные месторождения каменного угля находятся в районе Воркуты, в Донецком бассейне (рис. 7).

Читать еще:  Путассу чем полезна

Рис. 7. Нефтеносные запасы России (Источник)

Рудные полезные ископаемые

А какие полезные ископаемые называются рудными? Человек с давних пор ищет месторождения руд, содержащие металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, сталь, чугун, а из руд цветных металлов – алюминий, цинк, свинец, медь. Как правило, изделия содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при плавлении двух или более металлов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость, другим – прочность, твердость, долговечность, а третьим – легкость и блеск. Например, чистое железо – очень мягкий металл, из которого не сделаешь ни гвоздя, ни ножа. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и различные примеси. Сплав алюминия, хрома, титана используется в производстве прочных и долговечных космических и военных кораблей, самолетов, ракет. А в тонкие алюминиевые листы – фольгу – заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.

Драгоценные металлы

Ювелиров с давних пор привлекают замечательные свойства драгоценных металлов: золота, серебра, платины (рис. 8). Из них изготавливают ювелирные изделия, чеканят монеты. Эти драгоценные металлы широко используются в радиотехнике, из них изготавливают сверхточные космические приборы.

Если вы живете на Урале, Забайкалье, на Алтае, в Красноярском крае, в Восточной Сибири или на Дальнем Востоке, то ваш край богат месторождениями руд цветных редких металлов. В Якутии, например, добывают нефть, алмазы, бурый уголь.

Жизнь современного человека невозможно представить без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это огромное, бесценное богатство нашей страны.

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями: полезные ископаемые, месторождение, руда, сплавы. Вы узнали о горючих полезных ископаемых и рудных и об их значении в жизни современного человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Для чего нужен каменный уголь?
  3. Что вы знаете о нефти?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Урок (конспект, презентация, видеоматериал) по окружающему миру 3 класс ПНШ по теме «Полезные ископаемые»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Выбранный для просмотра документ дополнительный материал.doc

Строительные полезные ископаемые

Песок – самое распространённое полезное ископаемое в Мордовии.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок.

На земле есть несколько разновидностей песка:

Речной песок – это строительный песок, добытый из русла рек, не имеющий глины и камушков.

Карьерный мытый песок: это строительный песок, добытый в карьере путем промывки большим количеством воды.

Карьерный сеянный – добытый в карьере , отчищенный от примесей и камней путем просеивания.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Читать еще:  Польза завтрака

Песок используется при возведении дорог, при обозначения дворовых территорий, а так же при фильтрование и отчистка воды.

Есть и черный песок, они состоят из тяжёлых минералов и имеют блеск.

Строительные полезные ископаемые

Более распространённая порода нежели мрамор. Гранит — слово в переводе с итальянского означает «зернистый».

Гранит бывает серого розового, красного цвета.

Его можно увидеть в городах, так как , он обладает высокой прочностью и устойчивостью к жаре и морозу .

Примерами изделий из гранита могут служить: гранитная столешница, гранитные ступени гранитом облицованы стены, некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников, гранитная столешница, гранитные ступени.

В России месторождения гранита — Кольский полуостров.

Гранит — магматическая горная порода .

Строительные полезные ископаемые

Глина – самое распространённое полезное ископаемое в мире. Глина есть и в Мордовии тоже.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок и глину.

В сухом состоянии она зачастую пылеобразна, а если её увлажнить, то становится пластичным как пластилин и податливым материалом, принимающим любую форму.

При застывании глина становится твёрдой, форма её не меняется.

На земле есть несколько разновидностей глин: кирпичные, огнеупорные, гончарные и другие.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Песок и глина – вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в КИРПИЧ. —

Строительные полезные ископаемые


При переводе с греческого языка слово мрамор означает » сияющий камень «. Это потому, что мрамор обладает можно сказать наивысшими декоративными свойствами из всех известных горных пород.

Природа создала в этом камне уникальные оттенки и рисунки, которые дают возможность каждой поверхности выглядеть очень роскошно.

Красивые розовые, серые и полосчатые мрамора получают на Урале.

Богатая цветовая гамма мрамора обеспечила ему широчайшее применения практически во всех видах внутренней отделки: фонтаны, скульптуры, мозаичные полы, подоконники, камины, колонны, лестницы.

Способ происхожения – осадочно-магматический (из известняка)

Выбранный для просмотра документ конспект Полезные ископаемые 3 кл.docx

1. Тема урока: Полезные ископаемые

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

4. Автор: учитель начальных классов: Глазкова Р.И.

5. Тип урока: открытие новых знаний

6. Форма организации: урок

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми.

Педагогические задачи урока : создать условия для знакомства с горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми, с их значением в жизни человека; объяснить понятия «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»; раскрыть их значение в жизни человека; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственное мнение.

УУД: Предметные : познакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека; научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты

Коммуникативные : разрешать конфликты; выявлять идентифицировать проблемы; формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные : выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Познавательные: понимать заданный вопрос;, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку)

Личностные : учитывать чужую точку зрения; формировать умение общаться, как умение говорить и слушать формировать позитивное отношение к полезным ископаемым,

Оборудование: демонстрационный материал «Полезные ископаемые», видеоматериал,, карта полезных ископаемых; коллекция карта полезных ископаемых ;отдельные образцы полезных ископаемых; материал для деления детей на группы; учебник, хрестоматия, компьютер.

Организационная структура урока

момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала

2.Актуализация опорных знаний.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

Источники:

http://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/poleznye-iskopaemye-17039
http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/poleznye-iskopaemye
http://infourok.ru/urok-konspekt-prezentaciya-videomaterial-po-okruzhayuschemu-miru-klass-pnsh-po-teme-poleznie-iskopaemie-2434671.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector